Немного повзрослев, Николай поступил на живописное отделение Казанской художественной школы, в мастерскую известного художника Николая Фешина. А в 1913 году — в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в мастерскую Константина Коровина. В Москве студент общался с Константином Бальмонтом, Владимиром Маяковским, Александром Родченко. В эти годы Русаков открыл для себя европейских художников-модернистов, особо его впечатлило творчество Гогена, что позже отразится и в цветовой палитре, и в тематике работ нашего земляка.
В 1918 году вместе с супругой Мальвиной Казимировной он возвращается в Челябинск, где у матери был свой дом на Красноармейской улице и корова в хозяйстве. Здесь рождается первенец Русаковых.
В городе тревожно: то «белые», то «красные». Но с приходом большевиков художник идёт на службу в политотдел Пятой армии под командованием Тухачевского, где работает художником-оформителем. В Челябинске Николай Афанасьевич организует первую художественную школу-студию, позже преподаёт живопись в одном из Домов культуры. Его студию ученики любовно называли «Академией Русакова», а занятия там строилась по программе четырёхлетнего курса художественного училища.
Персональная выставка Русакова, приуроченная к 20-летию его творческой деятельности, состоялась в здании Челябинского драматического театра. В 1939 году он представил свои работы на Всесоюзной выставке, посвященной 20-летию ВЛКСМ. Работал маслом, акварелью как портретист, пейзажист. Русаков обладал композиционным мышлением, сочетал в своем методе реалистичность, неоклассицизм, экспрессивно-импрессионистскую пластику.
И всё же при всём принятии новой власти Русаков негласно числился в рядах формалистов, занимающихся «кривлянием и формотворчеством». Ему даже особо не с чем принимать участие в ежегодных тематических выставках, у него практически нет полотен, посвященных индустриализации, а темы выставок говорили сами за себя: «Социалистическое строительство», «Гиганты Урала» и прочее.
В июне 1941 года художник арестован по доносу, а в декабре был расстрелян в тюрьме, как «враг народа». Из Челябинской картинной галереи сотрудники НКВД срочно изъяли пять картин Русакова, купленных у художника в 1940 году. Эти работы бесследно исчезли.
В 1957 году художник был посмертно реабилитирован. Десятилетиями его имя находилось в забвении, а затем стало потрясающим открытием ценителей живописи. Спустя сто лет сбылась юношеская мечта Русакова! В 2008 году его картины были выставлены в Третьяковской галерее.
В одной из газетных рецензий о выставке челябинских художников 1925 года писатель Ветров так говорит о своих впечатлениях: «Когда вы уйдете с выставки, перед вами неотступно будут стоять картины Русакова с его колоссальным чувством цвета».
«Николай Русаков жил цветом, это была его стихия, — подтверждает искусствовед Галина Трифонова. — И особую роль в этом сыграло его увлечение Востоком. Только-только перевели в России книгу Поля Гогена «Ноа Ноа», и он вслед за Гогеном едет на Восток».
«Автопортрет в красной рубахе» был написан Николаем Русаковым уже в Челябинске, в 1935 году. Это работа зрелого человека и настоящего мастера. Николай Афанасьевич изображает себя на фоне тёмного, почти ночного неба за перекладинами окна. «Красный цвет рубахи здесь многозначен — это и иконный цвет, и исконно русский, — говорит искусствовед. — У него цвет живёт своей наполненной жизнью счёт этого возникают контрастность и яркая декоративность. И в этом понимании цвета заключается сила необыкновенной творческой энергии художника». Русаков использует приём динамичного лёгкого мазка, характерного для кубистов и футуристов.
Автор: из свободных источников; Светлана СимаковаФото